?

Log in

No account? Create an account
любопытная статья - პირველი ქართველი კოსმონავტი [entries|archive|friends|userinfo]
პირველი ქართველი კოსმონავტი

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

любопытная статья [Apr. 29th, 2006|12:24 pm]
პირველი ქართველი კოსმონავტი
На какие деньги живут русские в Америке

Текст: Никита Покровский.

Я социолог, москвич. Живу и работаю в России. Но часто бываю в США на конференциях и для преподавания. Обычно с русскоязычной диаспорой тесно не связан. Но однажды в небольшом городке в Индиане на берегу озера Мичиган, рядом с Чикаго, с интересом познакомился с жизнью "русских". Я бы сказал, с профессиональным интересом.

Везде в США можно видеть подлинный интернационал бывших соотечественников. Здесь прекрасно уживаются и собственно русские, и украинцы, белорусы и даже прибалты. Главное, советское и русскоязычное прошлое. Несколько в стороне стоят кавказцы и евреи. У них все свое. Также не смешиваются и профессиональные группы русских специалистов, работающих в университетах и Hi-Tech фирмах по контрактам. Вот, по существу, и вся палитра.

Землячества представляют собой практически замкнутые (от внешней американской среды) сообщества. Здесь все "русское": язык, праздники, проблемы, отношения, продукты питания, церкви, постоянные склоки, непрерывно вещающий из Москвы по необъятных размеров проекционному телевизору телеканал "Россия", глянцевые журналы, скажем, "Семейный доктор" и т.д.

С main land Россией находятся почти что на непрерывающейся сотовой связи (слышимость великолепная), но электронную почту любят сравнительно меньше. (Есть и совсем дешевые способы звонить в Россию буквально за копейки.) Такое ощущение, что ты не в Америке, а в России (или даже в СССР).

Полная иллюзия! К Америке относятся крайне плохо. Ругают ее почем зря. С утра и до вечера.


Возникает вопрос: а зачем тогда здесь жить и зачем сюда приезжать (тем более, что переезд обычно связан с массой испытаний)? А дело в том, что все "русские" сразу же обучаются тому, как вытягивать из Америки все льготы и benefits. Потому в материальном плане живут неплохо. Но в первом поколении до стопроцентных американцев никогда не дотягивают. Поэтому американцев и не любят. И даже презирают их. Это создает внутри сообщества какую-то нездоровую атмосферу озлобленности и чванства.

Внутри диаспоры все услуги (чаще всего нелегальные и не сертифицированные) предоставляют сами же русские. Врачи, протезисты, парикмахеры, строители и ремонтники, автомеханики, юристы – только русские, но без разрешения работать. Зато берут в 2-3 раза меньше, чем американцы. В этом и "фишка" большой системы нелегального бизнеса. Зато все коллективно и солидарно обороняются от американских иммиграционных и налоговых властей.

Считается особой доблестью обдурить американские власти, найти щель в законодательстве, особенно, налоговом. Несколько слов о последнем. Так как основные доходы идут нелегально (наличными за услуги), то как-то надо показывать легальный доход, дабы оставаться на "велфере" (welfare) и не привлекать внимание налоговиков.

Для этого на пару дней в месяце устраиваются на любую временную работу, например, в ночные смены упаковывают коробки с печением на кондитерской фабрике. Полученные гроши заявляют в налоговую службу. Все остальное – внутренние потоки наличности, не оформляемые через банк.

Внутри русскоязычных сообществ своя иерархия (или стратификация, как говорят социологи). На вершине ее – удачливые бизнесмены (иногда с криминальным привкусом), спортсмены и молодые русские жены (иногда содержанки) стареньких американских миллионеров. Следующий уровень ниже – кто угодно, но имеющий легальное американское гражданство. Потом идут иммигранты с грин-кардами. В самом низу нелегалы, оставшиеся по просроченным гостевым визам и работающие за прокорм в качестве сиделок и сидельцев при умирающих стариках.

Смерть каждого такого старика воспринимается сиделкой как личная трагедия. Теперь придется искать нового клиента.


Все без исключения прекрасно знают нюансы иммиграционного законодательства и ориентируются в том, как его обойти. Есть несколько способов получить гражданство и грин-кард. Легче всего через фиктивный брак. Это стоит около 15 тыс.долл. Поэтому нередко супружеские пары, иммигрирующие в США, разводятся (фиктивно, разумеется). Таким образом, каждый из супругов получает возможность получить по 15 тыс. каждый за счет соотечественника, желающего обзавестись гражданством.

Грин-кард через фиктивный брак стоит дешевле. Все это устраивают ловкие дельцы также из числа русскоговорящих. Молодежь остается в США в основном через колледжи и университеты. Учатся с бесконечными академическими перерывами многие годы. Живут, как правило, у русских родственников. Потом всеми правдами и неправдами "зацепляются".

Есть некоторые новые экзотические формы трудоустройства для русских. Среди этих новшеств – house sitting, надзор и пригляд за богатыми домами, принадлежащими русским, живущим в России, но в любой роковой момент готовыми по тем или иным причинам десантироваться в свой теплый и обихоженный дом в курортной зоне в США. В связи с этим еще одно наблюдение.

Складывается впечатление, что даже между небольшим американским городком и main land Россией существует невидимый и постоянно действующий финансовый, коммуникационный и иммиграционный мост. То и дело приезжают какие-то русскоговорящие - не то временно, не то постоянно, не то на разведку: мол, как тут и чем пахнет.

Другие уезжают в Россию и тоже с неясными намерениями: не то на совсем, не то "на отдых". Из США в Россию перебрасываются контейнером всякого рода товары, прежде всего автомобили. Для родственников или на продажу. В один морской контейнер входят два джипа "чероки". Все остальные пустоты заполняются, чем бог послал.

Специальные транспортные фирмы, естественно, сплошь состоящие из русскоговорящих, все это заберут, откуда скажите, и доставят в России точно по адресу без проблем. Правда, иногда контейнеров на дозагрузку на корабле набирается так много, что они при качке слетают с верхотуры штабеля и гробятся об палубу. Но тут уж как повезет. Короче, этот "мост" производит впечатление своей устойчивостью и функциональностью.

Здесь все возможно и все доступно, если платить по прейскуранту.


Особенно это касается русских кварталов в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне (говорю только о тех местах, которые знаю в деталях). Но и в любом небольшом американском городке есть оформившаяся русскоговорящая диаспора. Одно дополнительное ощущение:

трудно избавиться от чувства, что российский криминалитет все время где-то рядом. Для него нет преград десантирования в Америке.


При этом, однако, оформление русских сообществ редко происходит в публичных институциональных формах (газеты, культурные программы, центры и пр.). Скорее, это невидимые сообщества.

"Москвичи" - "не москвичи" в иммиграции? Есть ли антагонизм? Проблема существует. Собственно говоря, москвичей во всех этих сообществах практически нет. Подавляющее большинство составляют экс-жители средних и малых российских городов, подчас захолустных.

Что побуждает их к иммиграции? Здесь несколько типовых ситуаций. Прежде всего, экономические причины. Что называется, не от хорошей жизни. По моим наблюдениям, никто не едет в Америку за духом свободы. Иногда, правда, убегают от неясных отношений, сложившихся в бизнесе, невыплаченных долгов. Конечно, приоритет принадлежит тем, кто от природы обладает сверхдинамичностью и даже некоторым авантюризмом. Без этого совершить бросок в другую страну через океан трудно.

Есть и идеалисты, полагающие (вернее, полагавшие вначале), что все сложится и уляжется само собой. Крайне мало тех, кто решил жить и делать свою будущую жизнь по американским законам, в том числе нравственным. Правда, эти замечания касаются старших поколений иммигрантов. Молодые, заканчивающие американские колледжи и университеты, стремятся как можно дальше отплывать от диаспоры и инфильтрировать в американское общество.

Какое все это производит впечатление? В принципе, социологи не должны высказывать оценочные суждения. Социологи ставят диагноз. (Кстати, серьезных социологических исследований современной русской диаспоры в США нет. Думаю, что не случайно. Больно непростой предмет и небезопасный). Но если, что называется, по дружбе, то диаспора выглядит хотя и жизненно, но странновато. Все правы по-своему, никто ни в чем не виноват, но удовольствия мало. Ей богу! И не понятно, причем тут Америка.

28 АПРЕЛЯ 2006 13:52



Мы публикуем отклик на "личный опыт" нашего читателя "Москвич в США: грязь, нытье и хамство" . – ред.

ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ

это одни только лузеры так живут. Поверьте, что большинство русских иммигрантов не имеют ничего общего с вашей картинкой. ...
quebec

Живу в США 6 лет. Статья эта - вранье еще то. Где он это видел???? ...
Luda

Ivan, ну почему же - в Бостоне (в широком смысле) есть русские кварталы и довольно много русских. Хотя правильнее бы сказать ...
Анна

...

http://gazeta.ru/money/2006/04/27_e_626823.shtml
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: pussbigeyes
2006-04-29 02:11 pm (UTC)

Забавные у нас социологи

Дал почитать жене. Она прожила в столице штата - Индианаполисе - 10 лет, с 1993-го по 2003-й. Ее резюме: буллшит.

Начать с того, что во всем Индианаполисе русское коммьюнити не превышает 5 тыс. человек (а город входит в 20-ку крупнейших по числу населения в США). Индиана выходит на Мичиган-лейк по узкой полоске, где городов вообще нет. Даже если речь идет о, скажем, Лафайетте - там, может наберется сотня русских. Это о доверии к фактам.

По сути же: велфер сегодня таков, что пользуются им только старики-эмигранты. Да, услуги внутри коммьюнити распространены, но большинство имеет право оказывать их легально. Я сам за 2 года бывал там трижды (примерно, по неделе), много общался и не видел практически ничего из описанного. Разводы нередки, но по другим причинам, и никто из моих знакомых даже не задумывался о фиктивном браке. Ну и т.д. по большинству пунктов. Например, я вращался в русско-украинско-молдавско-еврейской компании (евреи особняком, ага, может, хасиды на Брайтоне).

Вывод: либо социолог выполняет социальный заказ (что понять можно), либо он угодил в микросреду лузеров-нелегалов последней волны и не смог оценить адекватность картинки (что характеризует его профессиональные качества). Все, о чем он пишет, имеет место быть, но о типичности даже говорить нет смысла. Очень жаль социологию.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pussbigeyes
2006-04-29 07:53 pm (UTC)

Re: Забавные у нас социологи

Посмотрел юзеринфо аффтара (статьи). Что за напасть? Достойный человек, профессор МГУ и ВШЭ, фуллбрайтовский стипендиат. http://www.fulbright.ru/members/senior_rus/2003_04/index.shtml?n_pokrovsky

А вот здесь и разгадка. По Фуллбрайту дьявол его занес в Ун-т Индианы в Гери. Чтоб всем было понятно: на протяжении многих лет Гери держит первое(!) место в США по уровню преступности. Абсолютно черное гетто. Ни один русский по доброй воле жить туда не поедет. Когда у моей жены украли автомобиль, то через пару месяцев он обнаружился в Гери. Сказали: надо самой ехать забирать. Все знакомые были в ужасе. Все-таки, она поехала. Опущу все горячие детали, ограничусь одной: ей дали в сопровождении полицейского, который должен был обеспечить безопасный выезд из города. Днем, при белом свете.

Вот такая социология.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_zadoff59
2006-04-30 03:20 am (UTC)

Re: Забавные у нас социологи

ну дык признаеццо тебе жена..

причом тут берег озера?
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_zadoff59
2006-04-30 04:23 pm (UTC)

Re: Забавные у нас социологи

http://szhapokljak2.livejournal.com/

!!!!!
яркий пример!!!
все сходиццо!!!
Та Самая Марина из Индианаполиса!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dbaev
2006-05-01 04:47 pm (UTC)

В Лаффайете...

...сотня наберется в Purdue University- кто работает там или в аспере.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pussbigeyes
2006-05-01 06:53 pm (UTC)

Re: В Лаффайете...

Purdue, ИМХО, - классный ун-т. Инжиниринг и т.п. Так что, неудивительно. Но автор описывал явно внеуниверситетское коммьюнити.

Да собственно, разобрались: дело было под Gary.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dbaev
2006-05-01 07:08 pm (UTC)

Мне там более...

Life Science Dept. знаком.
Очень хошо там структурная и клеточная биология поставлены.

А аФФтар исходный- само собой: про "русскую" диаспору велфорную речь вел- ибо "научники" и IT-шники в "русском" районе- не живут :)
(Reply) (Parent) (Thread)